Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Альманах № 4
"Образовательные практики: амплификация маргинальности" |
Время и
образование. Несколько метафор к образовательной практике
ЗАБИРКО
Александр Алексеевич, аспирант Белорусского
государственного университета, г. Минск.
То, что здесь происходит, связано
с таким образованием, в котором присутствуют беспорядок, отсутствие и
беспокойство. Обсуждать такого рода образование более невозможно двумя
привычными путями: идеологически и методически. Появляющиеся работы утрачивают
предписывающий статус, лишаются обязательности в том смысле, что содержание
происходящего может несоответствовать им; подобные тексты не ориентируются
более на полагание вполне определенной действительности с фигурами
преподавателя, студента и прочих; они не описывают предмет, процесс, субъекта
или ситуацию, на которые следует ориентироваться или соответствовать им.
Методическое более не имеет адресата в лице преподавателя. При подобной
несфокусированности и необязательности образовательные тексты тотальны,
абсолютны в том смысле, что не определяют образовательное совокупностью
действий, местом; не структурируют и не ограничивают использование
образовательных практик возрастом или сферой социальной деятельности. Но что
важнее всего, образовательные тексты — это всегда тексты о начале. Забота о
начале, о прарождении составляет стержень образования. О начале порядка вещей и
социального мира, последовательности событий и непротиворечивости истории и
биографии. Всякая определенность теперь обретает иное качество; она получает
свое начало, которое “просвечивает” сквозь нее. Как тогда возможны действия и
отношения в образовании, если утрачены их основания, если определенность более
не выступает их источником? Двинемся дальше. Организация и удержание пустых
мест, где я теряю всякую определенность и присутствие, превращаясь в абсолютное
начало, тотальную точку, становится предприятием образовательным. Образование
лишает меня всякой власти над вещами и другим и в то же время предоставляет
неограниченную власть, предоставляет беспредельный горизонт возможностей и
одновременно лишает их. Я ничего не могу сделать. — Парадоксальность становится
доминантным дискурсом в образовании.
Возвращение всего существующего в
начало, в момент своего появления означает для нас, что образование возникает с
установлением неподлинности этого существующего; противостоит всякой
окончательности в той мере, в какой оно есть невозможность отстраниться,
отделиться от данного места, качества присутствия. Увлеченность
бытием-в-действительности, зачарованность реальностью несовместимы с
образованием. Отсутствие убежища делает меня тотально беспомощным в
образовании, я не могу принять его на себя как всякие иные обстоятельства, не
могу властвовать над ним и управлять происходящим. Образование случается, и я
сам не могу установить с ним никаких отношений; я, собственно, больше не я;
ситуация в образовании уже не ситуация.
Образование как тотально
бессмысленное предприятие — это всегда еще не наступившее, не случившееся, и
поэтому оно недоступно для установления власти над собой. Образование разрушает
саму конституцию субъекта, возможность быть собой и относиться к себе, эти
фундаментальные антропологические факты моего присутствия в его границах теряют
свою основополагающую очевидность.
Образование превосходит меня
настолько, что я уже не могу мочь. Все структуры, вещи, предвосхищения, смыслы
— все, чему я доверяю и на что полагаюсь и рассчитываю, — более невозможно. Вот
почему в образовании неосуществимы проекты. Образование, собственно, — это и
есть невозможность проекта. Образование не допускает того, чтобы у меня был
проект.
Сначала я хотел писать о времени.
Но контекст образования, более всеобъемлющий, чем самые всеобъемлющие
контексты, превратил время в конструкт и иллюзию, и тема времени в образовании
превратилась в тему отсутствия времени. Оно исчезает в том смысле, что
перестает подтверждать мое существование и присутствие вещей, перестает
практиковать повторение, порядок и конструировать пространство
смыслопорождения. Исчезает последовательность и предвосхищение, такого
последовательного времени уже нет. Но тем не менее, нечто сваливается на нас из
будущего и овладевает в образовании. Нечто абсолютно другое, то, что невозможно
охватить, приватизировать и использовать; нечто, тем самым, невременное.
Непосредственно говорить о времени
в образовании не представляется нам возможным, но уместно вести речь о способе
преодоления времени как ключевого конструкта, обеспечивающего нормальные
отношения между субъектом и действительностью. Возникает вопрос: как могут быть
устроены практики, не производящие и не использующие время? Это означает,
прежде всего, доступность для образования каждого момента в траектории
социального объекта или практики. Взгляд из образования нечувствителен к
объекту самому по себе, последний предстает одновременно как рождающийся и
умирающий, существующий и несуществующий — иллюзорный. Становятся различимы
энергетические потоки, силы, которые, сталкиваясь и переплетаясь, порождают
фигуры субъекта и идентичность; ими создаются островки устойчивости — зоны
стабильных согласованных отношений. Субъект, тем самым, предстает как локализованная
функция интерсубъективных процессов, как момент локализации распределенных в
социуме функций. Образование здесь — ситуация, в которой невозможно установить
и приписать функцию; оно всегда по другую сторону утилитарности. Выключая
время, мы блокируем процессы воспроизводства реальности в образовании,
останавливаем мир. Функция невозможна без времени, поскольку ему принадлежит ее
смысловая опора, возникающая в протяженности и продолжении. Время дает
возможность устанавливать самотождественность, создавая, таким образом, свою
идентичность, обнаруживать себя в моменты реализации интерсубъективной функции.
Иначе,
время как то, что создается интерсубъективной практикой, этой межсубъектной
связью, отсутствует в образовании.